Рефераты, курсовые, дипломные работы на заказ.

Бессрочная гарантия на доработки.

  • (495) 988-60-76
  • с 9:00 до 19:30 по Москве
  • easyschool@yandex.ru

Как написать эссе

 

В наше время, в условиях усиливающейся конку­ренции на рынке труда, значительно повышаются требования к качеству образования. Умение правиль­но и грамотно формулировать свои мысли, работать с литературой и источниками необходимо практически во всех сферах деятельности. Поэтому современным студентам вузов и старшеклассникам часто приходит­ся выполнять письменные работы различного харак­тера: аннотирование (краткий пересказ содержания произведения), реферирование (изложение мнения автора произведения), компилирование (сопоставле­ние нескольких мнений по одному и тому же вопро­су), составление творческого реферата или эссе. Чего ждет от вас преподаватель? За что поставит хорошую оценку? Почему может снизить ее? Эти вопросы вол­нуют всех.

 

Однако недостаточно знать лишь формальные тре­бования, предъявляемые к каждому из видов пись­менных работ. В процессе создания текста всегда воз­никает множество частных вопросов: как выделить главную мысль? как отделить авторское суждение от собственного мнения? как сделать вывод? как его обосновать?

 

Многие успешно справляются с подобными зада­ниями, но не всегда есть уверенность, что вы действу­ете наилучшим образом. Существуют простые методы работы с текстом, которые могут заметно облегчить и ускорить этот процесс. Конечно, практические навы­ки выполнения письменных работ разного жанра вы­рабатываются годами, но общие правила и требова­ния к ним важно усвоить как можно раньше.

 

Различные виды письменных работ объединяет то, что в процессе их выполнения требуется переработка чужого текста и мыслей. Для этого прежде всего необ­ходимо освоить три типа операций:

 

1)     выбрать нужный отрывок из большого текста;

 

2)     кратко (но корректно, не искажая мысль автора) записать или пересказать его;

 

3)     составить из таких отрывков свой собственный текст для письменной работы или устного ответа.

 

Эти шаги — составная часть любой учебной и науч­ной работы. Вы усвоите все необходимые приемы, на­учитесь сознательно планировать действия и эконо­мить свои силы.

 

Французское слово «эссе» можно перевести как «проба пера, попытка, набросок». Данный жанр стал популярным в последние годы. Однако это приводит к различным трактовкам такого вида письменной ра­боты и попыткам формализовать его.

 

Цель творческого эссе — уйти от формальных ра­мок. Здесь господствует не логика, а ассоциации. Ес­ли вас стесняют четкие рамки реферата и заданная структура, необходимость все обосновывать и полностью перечислять доказательства, обратитесь к форме эссе, то есть к свободной форме.

 

Из формальных требований к эссе можно назвать только одно — наличие заголовка. Внутренняя струк­тура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Ар­гументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.

 

В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с «Я хочу рассказать о...», а заканчивается «Я пришел к следующим выво­дам...», эссе — это реплика, адресованная подготовлен­ному читателю. То есть человеку, который в общих чер­тах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.

 

Приведем некоторые наблюдения М. Эпштейна по поводу эссе. «Что такое эссе, никогда в точности не бы­ло определено», — утверждает один литературоведчес­кий словарь, а другой добавляет еще более категорично: «Эссе не может быть приведено к какой-либо дефини­ции. Эта «неопределенность», «неуловимость» состав­ляет саму природу эссе. И все же можно выделить неко­торые общие признаки жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях: небольшой объем, конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка, свободная композиция, склонность к пара­доксам, ориентация на разговорную речь и т. д.

 

Итак, при формулировке проблемы следует учесть, что эссе отличают конкретная тема и подчеркнуто субъ­ективная ее трактовка. Объем темы здесь гораздо уже, чем, например, в трактате. В принципе, эссе может быть посвящено Вселенной, истине, красоте субстанции, силлогизму — все равно эти темы утратят всеобщность, станут частностями на фоне всеобъемлющего «Я».

 

Поскольку эссе — жанр субъективный, то и оцен­ка его может быть субъективной. Делать ставку на но­визну всегда рискованно, но кто не рискует, тот не побеждает. При условии, что источники цитируются корректно, а собственные выводы основательно аргу­ментированы, всегда есть надежда на успех.